О БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
В 1780 Урусов построил на улице Петровка здание, которое стало именоваться Петровским театром. Здесь ставили драматические, оперные и балетные спектакли.
Двадцать пять лет спустя здание погибло до основания в одном из пожаров, обычных для Москвы в тот период. Представления шли в разных местах города до тех пор, пока в 1825 году на месте сгоревшего не открылся новый театр. Построенное архитекторами Осипом Бове и Андреем Михайловым классицистское здание было украшено восемью дорическими колоннами, а его портик венчал Аполлон, управляющий колесницей с четырьмя лошадями. Драматические спектакли переместились в недавно открывшийся Малый театр, в то время как Большой Петровский театр специализировался на оперных и балетных спектаклях. Балетная труппа состояла тогда только из 47 артистов.
В 1853 году пожар снова разрушил интерьер театра, и здание было восстановлено венецианским архитектором Альберто Кавосом, сыном композитора Катерино Кавоса и дедушкой Александра Бенуа. Большой театр снова открыл свои двери для публики в 1856.
С той поры здание не претерпело значительных внешних изменений.
Уже на раннем этапе существования Большой преподносил своей публике оперные шедевры – от «Волшебной флейты» Моцарта до сочинений Спонтини и Буальдье, Россини и Обера, Беллини и Доницетти. Контрапунктом европейскому мейнстриму становятся первые музыкальные водевили Фомина и Пашкевича, а также первые русские романтические оперы Верстовского.
В отличие от Петербурга, предпочитавшего иностранный репертуар, московская труппа Большого охотно предоставляла сцену русским авторам. Именно в Москве впервые увидели свет «Мазепа» и «Евгений Онегин» Чайковского, все парадные дни неизменно отмечались «Жизнью за царя» Глинки, обрели эталонное воплощение «Борис Годунов» Мусоргского и «Князь Игорь» Бородина.
Непременным условием постановки становилась проработанная актерская игра, всегда присущая Большому, и впечатляющий живописный облик спектакля.
Первые балеты в Большом рождались под руководством французских и итальянских постановщиков, таких, как Филиппо Беккари, братья Морелли и Жан Ламираль. Однако вскоре зазвучало русское имя – молодой балетмейстер Адам Глушковский обратился в своих постановках к национальным мотивам и к пушкинским образам.
В 1820-1830-е годы труппа, увеличившаяся до 150 танцовщиков, обогатилась французской школой танца.
Благодаря стараниям Фелицаты Вирджинии Гюллень-Сор и Фанни Эльслер московская публика познакомилась с балетами Жюля Перро и другими романтическими шедеврами.
В 1869 году главный балетмейстер петербургской сцены Мариус Петипа поставил в Большом красочный «Дон Кихот», ставший с тех пор визитной карточкой московского балета и единственным творением мастера, перенесенным в нарушение традиции императорских театров из Москвы в Петербург, а не наоборот.
Александр Горский, ученик и помощник Петипа, возглавлял труппу Большого театра с 1900 до своей смерти в 1924. Его балетмейстерские идеи, созвучные духу времени, в частности, реализму, утверждавшемуся Московским Художественным театром, обусловили новый взлет популярности и расцвет самобытного Большого театра.
В революционные годы раздаются требования удалить из репертуара классические постановки – идут дебаты вокруг роли искусства в новых условиях. Большой театр, однако, сумел сохранить в репертуаре спектакли ХIХ века, вместе с тем отдавая сцену и постановкам на актуальные советские темы.
С переносом столицы из Петрограда в Москву Большой стал подлинным главным театром страны, аккумулирующим лучшие творческие силы. В нем работают великие певцы и танцовщики, дирижеры, хореографы, режиссеры и художники.
Декорации Владимира Дмитриева, Федора Федоровского, Петра Вильямса, Симона Вирсаладзе выходят за рамки прикладного искусства – это великая живопись. Борис Покровский вывел на новый уровень оперную режиссуру. «Золотой век» советского балета прочно связан с именами Леонида Лавровского и Юрия Григоровича.
Ольга Лепешинская, Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Асаф Мессерер, Алексей Ермолаев, Михаил Лавровский, Владимир Васильев, Марис Лиепа – великие имена советского Большого Балета.
Большой всегда славился и своим оркестром, достойным сравнения с любым мировым симфоническим коллективом, и дирижерами, среди которых были Сергей Рахманинов, Вячеслав Сук, Николай Голованов, Арий Пазовский, Юрий Файер, Самуил Самосуд, Василий Небольсин, Александр Мелик-Пашаев, Кирилл Кондрашин, Борис Хайкин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Юрий Симонов, Александр Лазарев, Марк Эрмлер и другие мастера.
В сегодняшнем Большом театре работает 1000 артистов, включая балет, оперу, хор, оркестр и мимический ансамбль, балетная труппа насчитывает более 200 артистов, общая численность работников театра составляет 3000 человек. Гордость за бережно хранимое классическое наследие сочетается в коллективе театра с сознанием, что только рост и развитие являются залогом творческого процветания в современном быстро меняющемся мире. Большой предлагает своему зрителю как русскую и западную классику XIX-XX веков, так и новые, специально заказанные театром произведения.
Большой приглашает выдающихся солистов и постановщиков – в театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Дэвид Паунтни, Дмитрий Черняков, Александр Сокуров, Александр Титель, Стивен Лоулесс, Адриан Ноубл, Юрий Любимов, Роберт Карсен, Лев Додин, Римас Туминас, Петер Штайн, Адольф Шапиро, Дэвид Олден, Евгений Арье; хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Пьер Лакотт, Алексей Ратманский, Раду Поклитару, Кристофер Уилдон, Уэйн МакГрегор, Матс Эк, Анжелен Прельжокаж, Жан-Кристоф Майо, Пол Лайтфут и Соль Леон, Вячеслав Самодуров.
Театр стремится обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодых талантов. Так, создана Молодежная оперная программа, призванная обучать и совершенствовать мастерство будущих звезд оперной сцены.
Неотъемлемой составляющей деятельности театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.
С февраля 2014 главный дирижер – музыкальный руководитель Большого театра – маэстро Туган Сохиев.
Сегодня Большой театр имеет три сценические площадки: вернулась в строй легендарная Историческая сцена, принимают публику Новая сцена и Бетховенский зал.
В сезоне 2018/2019 в состав Большого вошел коллектив Камерного театра им. Б.А. Покровского, здание которого получило название Камерной сцены им. Б.А. Покровского.
Всего за сезон театр дает более 500 спектаклей и концертов. И оперная, и балетная труппы театра с триумфальным успехом выступают как в городах России, так и на самых престижных сценах мира. Сегодняшний Большой – не просто театр с почти 245-летней историей, но театр XXI века.